ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА МОЙ БЛОГ!

вторник, 26 октября 2021 г.

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

У детей с нарушением речи наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, так же слабо развиты такие процессы, как внимание, речеслуховое восприятие, память, зрительно-пространственная ориентация. Однако музыкальная деятельность обеспечивает тренировку органов слуха, развитие дыхания, ловкости, выносливости, свободы движений, а так же корректируется дефектное произношение, приводящее к смазанности речи.
Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.
Слушание музыки является ведущим видом музыкальной деятельности. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. Слушание способствует развитию чувства ритма и темпа. Если прослушивание комбинировать с одновременными музыкальными движениями (хлопки, притопы, отстукивания, то восприятие музыки становится более эффективным. Детям легче передать характер именно движением, чем словесно, поэтому работа, которая проводится по тренировке чувства ритма, далее помогает перенести это умение в движение, а позже — в речь.
Целью такого вида музыкальной деятельности, как пение, является развитие вокальных данных ребёнка, чистого интонирования мелодии. Пение для детей с тяжелыми нарушениями речи способствует нормализации деятельности речевого аппарата — его дыхательных, артикуляционных, голосообразующих составляющих — улучшению произносительной стороны речи, а также развитию памяти, воображения, музыкально-сенсорных способностей.
Музыкально-ритмические движения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учат владению телом, готовят к развитию навыков основных танцевальных движений, которые будут в дальнейшем использованы в плясках, хороводах и играх.
Полезно использовать при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи инструменты со звуками неопределенной высоты.

Методы и приемы.
Очень важно в решении задач музыкального воспитания детей с нарушениями речи, какие методы и приемы используются в работе.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.

Наглядно-слуховые приемы включают:
Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;
Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового) и т.д.
Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

Наглядно-зрительные приемы:
Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;
Показ приема детьми, которые хорошо его освоили;
Показ педагога с утрированными ошибками;
Показ наглядных пособий: иллюстраций, картин, музыкально-дидактических игр; - использование атрибутов (листочков, платочков) и т.п.

Словесные методы:
Объяснения. Степень их сложности зависит от возраста, проблемы в речевом развитии
Указания. Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.
Вопросы. Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Этот прием, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.
Сюжетные рассказы, пояснения, беседы. Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

Практический метод, или метод упражнений.
Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности.
Игровые приемы желательно использовать как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста.
Часто пользуются сочетанием приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснения педагога (наглядный + словесный методы) и т.д.
Таким образом, неоспорим тот факт, что музыкальная деятельность эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий